Год карельских рун официально стартовал в республике. Сотрудники Института языка, литературы и истории КарНЦ РАН приняли участие в его открытии. В чем разница между рунами и эпосом «Калевала»? Благодаря кому сохранилась рунопевческая традиция? Об этом и многом другом рассказали Мария Кундозерова и Валентина Миронова.
25 февраля состоялось открытие Года карельских рун. Организаторами мероприятия стали Министерство национальной и региональной политики РК, Национальная библиотека РК, Институт языка, литературы и истории КарНЦ РАН при поддержке Национального ансамбля песни и танца Карелии «Кантеле», Петрозаводской государственной консерватории имени А.К. Глазунова и Совета уполномоченных IX съезда карелов Республики Карелия.
Выступая в ходе открытия, научный сотрудник Сектора фольклористики и литературоведения Института языка, литературы и истории (ИЯЛИ) КарНЦ РАН Мария Кундозерова рассказала, в чем разница между карельскими рунами и эпосом «Калевала».
– Карельские руны – это произведения устного творчества карельского народа. Они бытовали в крестьянской среде и передавались из поколения в поколение исключительно изустным путем. Карельские руны, а именно их разновидности: эпические, лирические, заговорные, свадебные – послужили строительным материалом для создания поэмы «Калевала». Ее автор Элиас Леннрот по своему вкусу и согласно европейским литературным тенденциям XIX века обрабатывал этот народный материал: объединял и разъединял поэтические строки, контаминировал сюжеты, создавал собирательные образы, наделял персонажей именами и различными функциями, – пояснила эксперт.
В качестве примера она привела образ девы Илматар, которая в «Калевале» создает мир и рождает Вяйнемейнена. По словам ученого, этот эпизод – плод творческой фантазии Элиаса Леннрота. В народных рунах функции творения мира принадлежат исключительно Вяйнемейнену.
– «Калевала» была написана в XIX веке в Финляндии на финском языке. Ее окончательный вариант, ставший каноническим, увидел свет в 1849 году, тогда как сами карельские народные руны – гораздо старше. Возникновение рунической метрики относится исследователями к первому тысячелетию нашей эры, – добавила Мария Кундозерова.
Она отметила роль эпоса в пробуждении интереса к карельскому фольклору. «Калевала» спровоцировала большую волну собирателей-энтузиастов: в XIX и XX веках в Карелии были собраны тысячи вариантов народных рун, выявлены сотни сказителей, рунопевцев и знахарей. Собранные материалы хранятся сегодня в архивах по обе стороны границы, а большая их часть опубликована и доступна для всех желающих.
Российский период фиксации рун связан с образованием Института языка, литературы и истории. Еще в конце XX века сотрудники ИЯЛИ записывали отрывки рун от исполнителей.
Году карельских рун посвящено издание календаря «Карельские сказители». На его страницах – биографии и фотографии рунопевцев, а также фрагменты рун на карельском и русском языках. Старший научный сотрудник Сектора фольклористики и литературоведения ИЯЛИ КарНЦ РАН Валентина Миронова – одна из его авторов-составителей. Она рассказала обо всех именах, представленных на страницах календаря.
В Год карельских рун в Петрозаводске и районах республики будут проходить мероприятия, направленные на сохранение рунопевческой традиции и побуждение интереса к ней: семинары, выставки, тематические вечера, викторины, праздники и т.д. Центральным событием станет День карельских рун 10 июня. Дата была выбрана неслучайно: 10 июня 1920 года в Финляндии сделана первая письменная фиксация карельской руны, что положило начало планомерному сбору рунической поэзии.