Войти

Информационная справка к Совету при Президенте Российской Федерации по науке и образованию


Об оценке результативности деятельности научных организаций, подведомственных федеральным органам исполнительной власти и государственным академиям наук за 2010-2012 годы

 

Целью проведения оценки результативности деятельности научных организаций, является формирование эффективной системы научных организаций, увеличение их вклада в социально-экономическое развитие страны и повышение эффективности принятия управленческих решений в сфере науки.

В соответствии с пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2009 г. N 312 «Об оценке результативности деятельности научных организаций, выполняющих научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы гражданского назначения» (далее - Правила) ответственным органом за ведение базы данных, содержащей сведения об итогах оценки результативности деятельности научных организаций, выполняющих научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы гражданского назначения определен Рособрнадзор.

Министерством образования и науки Российской Федерации в соответствии с Правилами были подготовлены типовое положение о комиссии по оценке результативности деятельности научных учреждений и типовая методика оценки результативности научных учреждений и утверждены приказом Минобрнауки России 14 октября 2009 г. № 406 зарегистрированном в Минюсте России 28 января 2010 г.

Оценка результативности деятельности научных организаций проводится федеральными органами исполнительной власти или государственными академиями наук, в ведении которых они находятся (далее соответственно - федеральные органы исполнительной власти, государственные академии наук), а так же в соответствии с Правилами, типовым положением о комиссии по оценке результативности деятельности научных организаций, выполняющих научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы гражданского назначения (далее - типовое положение), типовой методикой, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти или государственной академией наук по согласованию с Министерством образования и науки Российской Федерации.

Оценка результативности деятельности научных организаций проводится на основе анализа и сопоставления показателей оценки результативности деятельности научных организаций, по следующим направлениям:

- научный потенциал и эффективность научных исследований;

- вовлеченность научной организации в национальное и мировое научно-образовательное сообщество;

- коммерциализация и прикладное значение результатов исследований;

- кадровая обеспеченность научной организации;

- ресурсная обеспеченность научной организации;

- состояние финансовой деятельности научной организации.

Критериями оценки результативности деятельности научных организаций являются:

По направлению "научный потенциал и эффективность научных исследований":

- общая характеристика научного потенциала;

- публикационная активность;

- объекты интеллектуальной собственности.

По направлению "вовлеченность научной организации в национальное и мировое научно-образовательное сообщество":

- участие в международном научно-техническом сотрудничестве;

- интеграция науки и образования.

По направлению "коммерциализация и прикладное значение результатов исследований":

- использование инновационных технологий;

- взаимодействие с реальным сектором экономики;

- инновационная инфраструктура.

По направлению "кадровая обеспеченность научной организации":

- обеспеченность исследователями и их структура;

- подготовка научных кадров.

По направлению "ресурсная обеспеченность научной организации":

- обеспеченность научным оборудованием и необходимыми условиями научной работы.

По направлению "состояние финансовой деятельности научной организации":

- доходы организации;

- расходы организации;

- структура внутренних затрат на исследования и разработки.

В случае необходимости учета особенностей деятельности научных организаций, федеральные органы исполнительной власти или государственные академии наук могут скорректировать или дополнять перечень показателей.

Оценка результативности деятельности научной организации включает следующие этапы:

- формирование референтной группы научных организаций (при необходимости);

- проведение оценки результативности деятельности научной организации;

- подготовка заключения об оценке результативности деятельности научной организации.

Референтная группа научных организаций, имеющих сходные цели и/или осуществляющих деятельность в сходных условиях, формируется на основе сходства одного или нескольких признаков:

- цели и стадии научной и (или) научно-технической деятельности (фундаментальные научные исследования, прикладные научные исследования, экспериментальные разработки);

- область науки;

- источники и механизмы финансирования;

- организационно-правовая форма.

На основе показателей оценки результативности деятельности научной организации, она может быть отнесена к одной из следующих категорий:

- 1–я категория - научные организации-лидеры;

- 2–я категория – стабильные научные организации, демонстрирующие удовлетворительную результативность;

- 3–я категория - научные организации, утратившие научный профиль и перспективы развития.

По результатам проведения оценки результативности деятельности научных организаций Комиссия по оценке результативности деятельности научных организаций, выполняющих научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы гражданского назначения, готовит заключения об оценке результативности деятельности научных организаций с предложениями для федерального органа исполнительной власти или государственной академии наук по отнесению научной организации к одной из категорий, указанных выше.

Количество подведомственных организаций, непосредственно выполняющих научные исследования по данным Росстата.

   

2011

2012

1.

Минэкономразвития России

2

2

2.

Минпромторг России

20

20

3.

Росстандарт

10

10

4.

Минобрнауки России

38

38

5.

Рособрнадзор

2

2

6.

Минэнерго России

6

6

7.

Минздравсоцразвития России

60

60

8.

Роспотребнадзор

29

29

9.

Федеральное медико-биологическое агентство (ФМБА)

31

30

10.

Минсельхоз России

14

14

11.

Минкомсвязь России

2

2

12.

Федеральное агентство связи (Россвязь)

3

3

13.

Федеральное агентство воздушного транспорта(Росавиация)

3

3

14.

Федеральное агентство железнодорожного транспорта (Росжелдор)

1

1

15.

Минприроды России

3

3

16.

Федеральное агентство водных ресурсов (Росводресурсы)

1

1

17.

Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет)

17

17

18.

Федеральные агентство по недропользованию (Роснедра)

13

13

19.

Минкультуры России

6

6

20.

Федеральное архивное агентство (Росархив)

1

1

21.

Минспорттуризм России

2

2

22.

МЧС России

2

2

23.

Федеральная служба государственной статистики (Росстат)

2

1

24.

Федеральное агентство по рыболовству (Росрыболовство)

13

13

25

Роскосмос

57

57

26.

Ростехнадзор

2

2

27.

Россельхознадзор

2

2

28.

Рослесхоз

5

5

29.

РАН

430

430

30.

РАСХН

258

258

30.

РАМН

52

52

31.

РАО

26

26

32.

РААСН

5

5

33.

РАХ

4

4

 

Всего научных организаций

1121

1119

 

В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 23.08.1996 N 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» (далее – Федеральный закон 127-ФЗ) научной организацией является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, а также общественное объединение научных работников, осуществляющие в качестве основной научную и (или) научно-техническую деятельность, подготовку научных работников и действующие в соответствии с учредительными документами научной организации. В соответствии с Уставами государственных академий наук и уставами самих научных организаций экспертные и методические функции выполняются непосредственно научными организациями.

Организации, выполняющие работы по техническому обслуживанию научного оборудования, опытные конструкторские бюро, научно-издательские центры, экспериментальные заводы и др. являются организациями научного обслуживания и могут быть образованы Государственные академии наук в соответствии со Федеральным законом 127-ФЗ.

В структуре РАН таких 20 организаций научного обслуживания (согласно перечню организаций, подведомственных РАН, утвержденному распоряжением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2009 г. № 1938-р), в РАМН – 5, РАО – 1 организация научного обслуживания.

Результаты оценки научных организаций в 2010-2012 гг.

В соответствии с запросом Минобрнауки России (письмо от 30 ноября 2012 г № ИФ-955/15) была получена актуализированная информация по проведенной оценке результативности деятельности подведомственных им научных организаций в 2009-2012 гг. от 19 ведомств из них 15 ФОИВ и 4 ГАН.

В 2010-2012 годах оценку результативности деятельности научных организаций полностью завершили: Минэкономразвития России, Минобрнауки России, Минсельхоз России, Минкультуры России, Минспорттуризм России, МЧС России, Рособрнадзор, Росводресурсы, РААСН, Минпромторг России, Минкомсвязь России, Минздравсоцразвития России, Россвязь, Росгидромет, Росавиация, Росжелдор, Росархив, РАХ, Росрыболовство, РАМН, РАО, Роспотребнадзор, Россельхознадзор, Ростехнадзор, ФМБА, Росстандарт,

Оценку провели частично:

Российская академия наук в 2011-2012 году провела оценку результативности деятельности научных организаций 370 научных организаций из 430 (86% нарастающим итогом).

Российская академия сельскохозяйственных наук в 2011-2012 годах провела оценку результативности деятельности 140 научных организаций из 258 (54%);

Запланирована оценка 5 научных организаций Федерального агентства лесного хозяйства на 2013-2015 г.

Минэнерго России, Минприроды России, Росавиация, Роскосмос до настоящего времени не предоставили информацию о принятых мерах, направленных, на выполнение положений постановления Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2009 г. № 312 и исполнения поручения Правительства Российской Федерации от 22 июля 2011 г. № СИ-П8-5141:

Таким образом, за период 2010-2012 годах было оценено 817 из 1119 научных организаций, что составляет 73% от общего числа научных организаций, подведомственных федеральным органам исполнительной власти, соответствующим службам и агентствам, государственным академиям наук, которые в том числе отнесены:

к 1-й категории – лидеры – 546;

ко второй категории - стабильные научные организации, демонстрирующие удовлетворительную результативность - 264;

к 3-ей категории - научные организации, утратившие научный профиль и перспективы развития – 7, в том числе Минобрнауки России - 3, Минсельхоз России - 1, Россвязи - 2, РАСХН– 1.

Запланировано проведение оценки деятельности научных организаций на

2013:

1. Российская академия наук - 25 организаций

2. Федеральное агентство лесного хозяйства – 1 организация

2014:

1. Российская академия наук - 33 организации

2. Федеральное агентство лесного хозяйства – 3 организации

2015:

1. Российская академия архитектуры и строительных наук – 5 организаций

По остальным научным организация подведомственным федеральным органам исполнительной власти, соответствующим службам и агентствам, государственным академиям наук планы по проведению оценки деятельности научных организаций стоят на 2016 г. и далее в соответствии со сроками установленными Постановлением Правительства Российской Федерации от 08 апреля 2009 г. № 312.

Выборочный анализ научных организаций (15% различной ведомственной принадлежности) показывает, что примерно 1% организаций имеют совокупный доход в расчете на 1 единицу штата не позволяющую выплачивать заработную плату на уровне установленной в Российской Федерации величины прожиточного минимума. Вместе с тем такие организации отнесены ко 2-й категории (стабильные научные организации, демонстрирующие удовлетворительную результативность).

От 60 до 65% научных организаций имеют доход в расчете на 1 сотрудника ниже, чем в среднем по отрасли при этом более 30% по проведенной оценке отнесены к 1 - й категории (лидеры), и менее 1% - к 3-й (научные организации, утратившие научный профиль и перспективы развития).

Высокий доход в расчете на 1 сотрудника (двукратно превышающий средний по отрасли) имеют 10-11% из проанализированных организаций, их соотношение между научными организациями 1-й и 2-й категории равное.

Такой анализ показывает, что многие научные организации, неспособны обеспечивать приемлемую оплату труда работников выполняющих исследования и разработки. Так около 7% организаций включенных в выборку не могут позволить выплачивать заработную плату более 10-13 тыс. рублей в месяц.

Учитывая вышеизложенное в целях повышения эффективности процедуры оценки научных организаций предлагается:

1. Внести изменения в правила оценки результативности деятельности научных организаций утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2009 г. N 312 «Об оценке результативности деятельности научных организаций, выполняющих научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы гражданского назначения», установив единые межведомственные критерии для основных показателей результативности. Кроме того, при отнесении организаций к соответствующей категории необходимо учитывать условия финансового обеспечения научных работников внутри организации в отношении к среднему уровню дохода в соответствующем субъекте федерации.

Установить единообразные минимальные требования отнесения научной организации к категориям, сохранив право дополнения набора критериев и установления их значений в сторону увеличения федеральными органами исполнительной власти, службами и агентствами, государственными академиями наук.

 

 

Файлы